Межрегиональная Промышленная Корпорация Экорециклинг

Мы очистим всю страну!
» » Год памяти и славы: Беломорско-Балтийский рубеж – водная преграда на пути врага

Год памяти и славы: Беломорско-Балтийский рубеж – водная преграда на пути врага

Опубликовано 2 июля 2020, 18:39 в категории Новости


Беломорско-Балтийский канал являлся стратегически важной транспортной артерией для Северо-Западного региона, поэтому одной из задач немецко-финских войск начала войны стал вывод канала из строя.

Первый авианалёт на шлюзы Беломорско-Балтийского канала был проведён 28 июня 1941 года. Цель налёта – шлюзы № 6–9, расположенные на самом большом перепаде высот канала. Уничтожив их, авиация противника смогла бы отрезать друг от друга Южный и Северный склоны Беломорско-Балтийского канала, сделав невозможной работу всей его системы. Средств ПВО на шлюзах и других объектах канала не было, поэтому уже в первые дни войны авиация противника смогла провести ряд успешных налётов. Всего за лето 1941 года было проведено пять бомбёжек шлюзов канала, прервавших работу транспортной артерии с 28 июня по 6 августа и с 13 по 24 августа 1941 года.

Одновременно с бомбардировками канала финские войска продвигалась вглубь советской территории: 5 декабря 1941 года частями финской армии был захвачен Медвежьегорск, 6 декабря – Повенецк, расположенный на Онежском озере у начала Беломорско-Балтийского канала. Сообщение по каналу было прекращено.

6-11 декабря на Южном склоне канала велись ожесточённые бои, финские войска активно пытались прорваться на восточный берег Беломорско-Балтийского канала, однако всякий раз они отбрасывались советскими войсками. Одновременно с боями за канал советским командованием проводилась операция по выводу сооружений канала из эксплуатации: вода из водораздельного бьефа была сброшена в направлении Онежского озера для затопления прилегающей к каналу местности. Поток проходил через посёлок Повенец, который был почти полностью разрушен. Почти три года южный склон преграждал путь врагу на восток, в то время как северный, Беломорский склон канала, действовал непрерывно. По водной артерии везли боеприпасы, вооружение и продовольствие, переправлялись войска.

Решение о начале подготовки к восстановлению канала было принято ещё в марте 1942 года. 28 июля 1946 года было официально открыто сквозное судоходство на всём протяжении Беломорско-Балтийского канала. А в память о погибших защитниках канала у шлюза № 9 установлен памятник скорби.

Справочно:

Впервые идея строительства судоходного канала, соединившего Балтийское и Белое моря, возникла во время Северной войны и принадлежала Петру І. С XVIII до начала XX века было разработано несколько проектов по созданию канала между бассейнами Белого и Балтийского морей. Однако все проекты и предложения о создании сквозной трассы к Белому морю так и оставались в архивах из-за недостатка средств. К строительству канала приступили лишь в 1931–1932 гг., когда по указанию И.В.Сталина группой инженеров под руководством С.Я.Жука был разработан проект трассы Беломорско-Балтийского канала: р.Повенчанка — р.Телекинка — оз.Выгозеро — р.Нижний Выг, а для его осуществления создана строительная организация «Беломорстрой. 3 августа 1933 году канал был введён в постоянную эксплуатацию. Беломорско-Балтийский канал знаменит не только масштабом, но и историей строительства: каждый его метр построен ценой человеческих жизней. Канал стал не только одной из главных строек первой советской пятилетки, но и первым в СССР строительством, которое полностью осуществлялось заключёнными.

Канал стал первым звеном в осуществлении программы развития внутренних водных путей России. Он соединил Белое море с Онежским озером, входящим в бассейн Балтики, и сократил путь из Балтийского в Белое море на 4000 км. Значение Беломорско-Балтийского канала особенно возросло после ввода в эксплуатацию в 1964 году современного Волго-Балтийского водного пути. Пропускная способность канала и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз.

Автор: Пресс-служба Минприроды России
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.